Начиная с сентября 2017 г с учетом состояния медицинской помощи детям правительство РК приняло постановление вновь открыть педиатрические факультеты. С 1 сентября возобновлен прием студентов согласно ГОСО – 2017 по специальности 5В130300 «Педиатрия», соответственно лицензию № KZ50LAA00009777 Министерства здравоохранения РК для образовательной деятельности по специальности «5В130300 — Педиатрия, 5+2 » от 20 июля 2017 года.
Образовательная программа бакалавриата по специальности 5В130300«Педиатрия», реализуется в РГП на ПХВ «КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова» МЗ РК с 2017 года, имеющая лицензию на право ведения образовательной деятельности по данной специальности. Содержание реализуемой образовательной программы по специальности 5В130300 «Педиатрия» согласуются с миссией и целью КазНМУ. КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова определил модель образовательной программы «Педиатрия», включающую интегрированную модель, основанную на дисциплинах, системах органов, клинических проблемах и заболеваниях. Вуз осуществляет деятельность по планированию, обеспечению, наблюдению, изучению и оценке, улучшению и обеспечению качества и целостности образовательной программы по специальности «Педиатрия». Образовательная программа по специальности 5В130300 – «Педиатрия» разработана ППС педиатрических кафедр КазНМУ соответствии с ГОСО- 2017 (утвержден приказом №530 министра здравоохранения РК от 17 июля 2017 года) Высшее специальное образование «5В130300 — «Педиатрия» (5+2).
На кафедре детских болезней им.проф.Н.А.Барлыбаевой контингент обучающихся представлен бакалаврами (4 курса ОМ.ММФ), интернами и резидентами по специальности Педиатрия, Онкогематология, Пульмонология.
Преподаватели кафедры — доценты Каримханова А.Т была в рабочей группе по разработке Образовательных программ по специальностям «Педиатрия» для интернов и резидентов. Согласно нормативным документам для учебного процесса разработаны силлабусы дисциплин:
- По специальности «5В130300 — «Педиатрия» разработаны силлабусы: для интернов 6 курса: по дисциплине «Детские болезни (стационар)»270/6 (разработчик доц.Каримханова А.Т);
- для интернов 7 курса по дисциплине «Детские болезни (стационар) 540/12 (разработчик доц.Наурызалиева Ш.Т.);
- для магистрантов — (силлабусы ) –разработчик доц.Каримханова А.Т
1. Лабораторно-инструментальные методы диагностики лизосомальных болезней
Специальность: 6М110100 «Медицина»
2. Роль инфекционного фактора в перинатальной патологии матери и ребенка
Специальность: 6М110100 «Медицина»
С 2017 года в образовательный процесс внедрены Образовательные программы на кафедре «Детские болезни №2» ведется преподавание базовых дисциплин и компонентов по выбору для бакалавров 4 курса по специальности «Общая медицина», 4 курса ММФ, интернов 6,7 курсов, резидентов 1,2 года обучения по направлению Педиатрия.
- «Детские болезни»- 4 курс ОМ( «Общая медицина»). На кафедре среди студентов 4 курса проводятся по дисциплинам: «Основы детских болезней», «Патология и физиология новорожденных»
- «Детские болезни»- 4 курс ММФ (международный медицинский факультет)
- «Детские болезни (стационар)»- 6 курс Ом по направлению Педиатрия (обучение по ГОСО 2107) (обучение интернов проводится по ГОСО 2017,соответствующей Образовательной программе направления подготовки в интернатуре «Педиатрия» по специальности 5В130100-Общая медицина, разработанной в соответствии с ГОСО высшего специального образования, утвержденным приказом и.о. МЗРК от 31 июля 2015 года № 647 «Об утверждении ГОСО и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям», Положением об интернатуре, утвержденным приказом МЗРК от 16 июня 2010года № 452.
- «Детские болезни (стационар)»- 7 курс ОМ по направлению Педиатрия интернатуры (продолжено обучение по типовой учебной программе, разработанной в соответствии с ГОСО 2006 г. для интернатуры по специальности «Педиатрия». Типовая учебная программа по специальности «Общая врачебная практика» утверждена приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан № 734 от 26 октября 2011 г.
- Детские болезни в стационаре – для резидентов 2 года обучения (по образовательной программе резидентуры поспециальности 6R114200 – Педиатрия утвержденное приказом №551 от 02.10.2017, разработанная в соответствии с ГОСО резидентуры, утвержденным приказом и.о. МЗРК от 31 июля2015 года № 647 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям», Положением о резидентуре, утвержденным приказом МЗРК от 30 января 2008 года №28.
Внедрение Интерактивного метода обучения «Cased-based —learning (СBL), основанной на клиническом случае и с использованием дискутивной технологии для обучающихся 4курса по дисциплине «Детские болезни»
На кафедре Детских болезней им проф Н.А.Барлыбаевой на клинической базе ДГКБ№2, 02.02.2023г проведено практические занятия с внедрением Инновационного метода обучения «Cased-based -learning (СBL), основанной на клиническом случае и с использованием дискутивной технологии для обучающихся 4курса по специальности «Общая медицина» по модулью «Основы Детских болезней», по дисциплине «Детские болезни» по теме: «Железодефицитная и Витамин В12 –дефицитная анемия у детей» в группах GM-19-051a, GM-19-052a, GM-19-048a, преподаватели ассистенты, магистры мед наук, Сагимова Райхан Шырынбаевна, Манасбаева Арайлы Елубаевна и зав кафедрой доктор мед наук Ташенова Гульнара Талиповна.
Цель внедрения: метод активного проблемно-ситуационного обсуждения, который основан на обучении посредством решения определенных задач – клинических ситуаций (решение кейсов) поставленных преподавателем студентам повысить качество, эффективность обучения студентов. Стимулирование студентов к самостоятельному решению собственных жизненных задач, в том числе касающихся профессиональной деятельности, социума.
Студентам дается определенный регламент времени — для обсуждения 15 минут в группах клинический случай, имеющихся данных и проблемные вопросы и принятия решения. За одно занятие разбираются два кейса. Обучающиеся были разделены на две малые группы по 5-6 человек, 2 студента как эскпертная группа. Оценивает их по мониторингу работы, компетентности и профессионализму, правильности решения данного задания, полноте и оригинальности решения проблемы.
Этапы занятия:
- 1-этап: Подготовительный этап – проведение тестового задания для определения исходного уровня знания студентов, всего -10 тестов одинаковы для обеих команд.
- 2-этап: Основной этап. По сценарию ознакомления 2- клиническими случаеми в каждой команде, ребенку 1г 10мес и 10лет. Обсуждения по 5 вопросам: 1.Ведущие симптомы и синдромы заболевания, 2. Интерпретация лабораторных и инструментальных исследовании, 3.Обосновал предварительный диагноз на основании жалоб, анамнеза, объективных данных.4 План диагностики. 5.Тактики лечения.
- 3-этап: Дебрифинг: самооценка подгруппы, какие допущены ошибки по ходу обсуждения, и мнение параллельной подгруппы.
- 4- этап: Подведение итогов обсуждения, изложенных в условиях клинической задачи. Эффективность коммуникации: компетентно информировал пациента, проявил самообладание. Важным элементом проведения CBL является обратная связь: преподаватель – команда, команда – преподаватель.
В конце занятия проводится анонимное анкетирование студентов для обратной связи.
Преимущество метода:
- реальные ситуации (кейсы) объединяют теорию и реальность с ее уникальной природой;
- кейсы предлагают студентам свободу поиска нетрадиционных путей анализа ситуации, определения и решения проблем;
- в процессе работы над кейсом студенты создают процесс изучения и через взаимоотношения друг с другом они имитируют реальную коммуникативную зависимость;
- учебная дискуссия – динамическая и диалоговая форма образовательного процесса, особый способ взаимодействия студентов между собой и с преподавателем.
Таким образом, конечной целью является выделение ведущих синдромов, проведение диагностики, обоснование клинического диагноза с учетом клинико-лабораторных данных и общепринятых классификаций болезней, назначение этиотропной, патогенетической терапии.
Интерактивные взаимодействие студентов происходит не только с преподавателем, но и друг с другом, активность студентов в процессе обучения доминирует. Удовлетворенность студентов на 97% по результатам анкетирования.